Цифровые технологии в области противодействия коррупции: доклад ООН

Цифровые технологии в области противодействия коррупции: доклад ООН

Реализация национальной программы «Цифровая экономика» — одна из стратегических задач развития Российской Федерации согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204. Планируется, что к 2024 году новые платформенные технологии будут внедрены в сферу государственного управления и оказания государственных услуг.

В связи с этим представляет интерес доклад Программы развития ООН об использовании цифровых решений в области борьбы с коррупцией. Текст «Новые технологии для устойчивого развития: перспективы честности, доверия и борьбы с коррупцией» был опубликован 12 октября 2021 года.


Основные тезисы

Авторы доклада считают, что цифровые технологии можно использовать в сфере борьбы с коррупцией в двух основных направлениях:

  • прямое противодействие правонарушениям путем выявления, анализа, расследования и мониторинга рисков их совершения;
  • продвижение принципов прозрачности и подотчетности в деятельности государственных институтов.

Искусственный интеллект, анализ больших баз данных, машинное обучение, блокчейн и пр. дают широкие возможности, но при этом создают новые риски. Их могут использовать в сфере киберпреступности, отмывания денег и мошенничества. Также не стоит забывать про этические принципы и права человека при глобальном внедрении цифровых технологий.


Искусственный интеллект

Авторы отмечают, что в конце 2021 года примеров использования ИИ в сфере борьбы с коррупцией немного. При этом технология может значительно облегчить процесс профилактики правонарушений или расследования уже свершившихся преступлений.

Какие возможности дает искусственный интеллект:

1. Ускоряет обработку больших баз данных. Например, в Великобритании следователи с помощью ИИ смогли за 2 месяца проанализировать более 30 млн. документов при расследовании преступления и выбрать релевантные доказательства. Ручная обработка такого массива данных заняла бы гораздо больше времени.

2. Позволяет заранее выявить закономерности, которые могут указывать на наличие коррупционной схемы. Например, в Чехии с помощью ИИ были проанализированы общедоступные данные по подрядным фирмам, чтобы выявить их возможную связь с чиновниками и политическими деятелями.

Исследователи утверждают, что до 75% коррупционных сговоров могут быть обнаружены при правильном машинном обучении ИИ.

3. Мониторит соблюдение антикоррупционных стандартов. Организации могут применять ИИ, чтобы привести свои бизнес-процессы в соответствие установленным требованиям. Надзорные органы могут с его помощью предупреждать возможное мошенничество.

Например, система система Dozorro на базе ИИ в сфере госзакупок помогла привлечь к уголовной ответственности 22 человека и применить санкции еще в отношении 79 лиц за период 2016-2018 гг.

4. Снижает влияние человеческого фактора. Ряд государственных функций может быть автоматизирован и передан ИИ.

Однако исследователи отмечают и риски применения искусственного интеллекта. Во-первых, он с таким же успехом может применяться в киберпреступности и коррупционных схемах. Во-вторых, ИИ зависит от заложенных в него алгоритмов. И здесь нельзя исключать ущемление прав человека или отдельных групп, например, по гендерному признаку.

Наконец, сложность алгоритмов ИИ и непрозрачность вычислений для простого пользователя снижают доверие к этому инструменту. Например, в Китае органы местного самоуправления отказываются от использования системы на базе ИИ «Zero Trust» именно по этой причине. Несмотря на то, что программа «умеет» анализировать данные из более чем 150 баз данных органов власти.


Big data

Анализ больших массивов данных может быть использован по двум направлениям.

Во-первых, выявлять подозрительные операции и оценивать коррупционные риски. Как пример, Европейская комиссия применяет программу ARACHNE для перекрестной проверки данных из множества государственных и частных источников. Так она выявляет проявления конфликта интересов, риски мошенничества.

Центр по изучению коррупции в Будапеште использует big data для анализа государственных закупок. А знаменитый «Архив Пандоры» тоже был создан журналистами при помощи этого инструмента.

Во-вторых, анализ больших баз данных повышает информированность, прозрачность и позволяет принимать более эффективные решения в сфере госуправления. Например, в Индии министр использует «умную» панель (дашборд), куда в режиме реального времени поступают данные из разных источников, в т.ч., жалобы от населения.

При этом авторы доклада отмечают сложность применения big data и возможные риски:

  • государственные структуры будут аккумулировать огромные массивы конфиденциальных данных, и нужен жесткий контроль для предотвращения утечки сведений;
  • недобросовестные лица могут получить доступ к инструменту и так влиять на политические, государственные решения; использовать инсайдерскую информацию в своих целях;
  • в настоящее время наблюдается дефицит квалифицированных специалистов в области big data.


Блокчейн

Технология распределенных баз данных с целью защиты сведений в них может применяться при ведении государственных кадастров и реестров. В России, например, это ЕГРН, учет в ПФР, реестры лицензий, аттестованных лиц и пр.

Как блокчейн может помочь в борьбе с коррупцией:

  1. Это прозрачная и подотчетная система, где вся информация может быть проверена. Это затрудняет манипулирование данными и возможные злоупотребления при предоставлении госуслуг.
  2. Из базы нельзя «незаметно» удалить сведения о совершенных транзакциях или операциях. Например, в Индии блокчейн Ethereum используют при ведении земельного кадастра, чтобы, в т.ч., исключить самозахваты чужой собственности при помощи модификации данных в нем.
  3. Блокчейн помогает отследить денежные потоки и их источники. Например, Всемирный фонд дикой природы использует эту технологию для выявления участников схем незаконного рыболовства. Его сотрудники чипируют тунцов, а система QR-кодов затем позволяет отследить всю цепочку поставок.

Вместе с тем блокчейн несет такие же риски, как и другие цифровые технологии. Его могут использовать недобросовестные лица в целях личной выгоды. А технология распределения данных все равно не исключает возможность утечки конфиденциальной информации.


Предложения по минимизации рисков цифровых технологий

Чтобы снизить вероятность применения электронных решений в коррупционных схемах, авторы доклада предлагают следующее:

  1. Ввести госконтроль за процессом разработки ИИ, начиная с проектирования и заканчивая внедрением в госслужбу.
  2. Инвестировать в качественное машинное обучение.
  3. Повышать прозрачность алгоритмов ИИ, чтобы общество начало им доверять.
  4. Повышать квалификацию специалистов big data.
  5. Определить сбор качественной информации для разных баз данных как одну из задач государственных органов. Назначить ответственные компетентные подразделения в этой сфере.
  6. Развивать нормативно-правовую базу в сфере big data, блокчейна, ИИ.
  7. Принимать меры по защите прав человека при использовании цифровых технологий.
  8. Создать и обеспечить функционирование государственной цифровой инфраструктуры.

Напомним, что в России национальная программа «Цифровая экономика» утратила силу в 2019 году. Сейчас разрабатывается новый документ для реализации Указа Президента РФ № 204.

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Исследования в сфере антикоррупции
Исследование 2021 года об уровне коррупции в госзакупках

В 2021 году эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провели исследование по уровню коррупции в государственных контрактах. По их оценкам, потери государства от «откатов» в сфере закупок в 2020 году составили более 6,5 триллионов рублей или 6% от ВВП России.

Подробнее