Коррупция — транснациональное явление, которое характерно для всех стран в той или иной степени. Это признало ООН, приняв в 2003 году соответствующую Конвенцию.
Коррупция — это не просто обогащение одних лиц незаконными способами или использование служебного положения в личных целях, а прямая угроза национальной безопасности. В одной связке с такими правонарушениями идут государственная измена, нарушения в сфере природопользования, землепользования, промышленной безопасности, здравоохранения и социального обеспечения.
Разные страны используют свои системы борьбы с коррупцией. Рассмотрим примеры некоторых из них.
Для начала расскажем, как «измеряют» уровень коррупции в разных странах. Международная организация Transparency International предложила в 1995 году использовать ИВК — индекс восприятия коррупции.
Это составной показатель, который рассчитывается по результатам опросов экспертов и предпринимателей. Их просят оценить уровень коррупции в государственном секторе. На основе сводной информации страна ранжируется по шкале от 0 до 100, где 0 — наивысший уровень восприятия коррупции («к ней привыкли»), а 100 — наименьший (нетерпимость к коррупционным проявлениям).
Российские социологи не участвуют в сборе информации для ИВК. Итоговую «картинку» они видят по факту, глазами сторонних международных организаций. Поэтому нельзя сказать, что ИВК на 100% объективно отражает ситуацию в стране. Но других методов оценки уровня коррупции пока не придумали.
По итогам 2021 года Россия получила 29 баллов в ИВК и заняла 136-е место из 180 стран в рейтинге. При этом менее 50 баллов набрали две трети списка (68%). Это показывает, что коррупция — не национальное явление, а общемировая проблема.
Уникальных методик в этой сфере не придумано. Все страны в разной степени варьируют три подхода:
Есть еще один подход — не замечать коррупцию, считая ее частью государственной системы. Но, как показала практика Венесуэлы и Филиппин, такая политика приводит к народным волнениям и частой смене государственных лидеров.
Рассмотрим, какие подходы используют страны, где с коррупцией все-таки борются.
Считается, что в этой стране самое жесткое законодательство в этой сфере — за мздоимство можно получить смертную казнь. При Си Цзиньпине борьба с коррупцией была объявлена на всех уровнях вертикали власти как «Охота на тигров и мух» (на крупных и мелких чиновников). Ее цель — внедрить страх перед наказанием и показать, что взяточнику не помогут высокопоставленные покровители.
Вилка наказаний за коррупционные правонарушения в Китае достаточно широкая:
Результаты китайской борьбы выглядят достаточно скромно. С 2000 года в Китае расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. При этом с 2013 по 2018 год в Китае наказали около 1,34 млн. чиновников, уличенных в коррупции. И это при том, что «армия» госслужащих составляет около 70 млн. человек.
Объясняются такие результаты китайской спецификой:
Тем не менее, опыт Китая может быть полезен в силу схожести многих процессов с Россией. Наряду с ужесточением наказания, в этой стране активно занимаются профилактикой коррупции и созданием кодекса поведения для чиновников. Внедряются этические принципы про моральный облик госслужащего не только на работе, но и в личной жизни. Вводятся, как и в России, запреты для чиновников иметь иностранные счета.
Наказания также применяются не топорно, а с психологическим подходом. Громкие процессы для публичного осуждения влекут строгое наказание. Но затем чиновнику откладывают срок смертной казни, заменяют высшую меру на пожизненное или освобождают от ответственности, если «понятливые» родственники передают имущество в доход государства. Главное в китайской системе — не тяжесть наказания, а страх перед его неотвратимостью.
Существует миф, что коррупцию в этой стране удалось победить благодаря репрессивной машине. Эксперты же связывают успех кампании, прежде всего, с законодательными изменениями.
Еще в 60-х годах ХХ века коррупция была частью государства. Показателен пример, что патрульная полиция ежедневно получала мзду от водителей грузовиков. Те, кто отказывался платить, получали бесконечные штрафы.
Одной из причин коррупции была колоссальная разница в доходах госслужащих и частного сектора. Кроме того, непрозрачные и сложные законы сами способствовали возникновению нелегальных схем, отмыванию доходов.
В 60-е годы в Сингапуре начали масштабную борьбу с коррупцией:
Главная «фишка» страны — Бюро по расследованию случаев коррупции (БРК). Эта структура обладает огромными полномочиями и может проводить проверки в отношении служащего любого уровня. В разные годы объектом расследования становились действия главы государства, членов его семьи.
За БРК закреплено право задерживать подозреваемых без решения суда, проникать в любые помещения, проверять без дополнительных разрешений банковские счета, личную информацию.
Отметим, что в полной мере применить опыт Сингапура к России затруднительно. Страны слишком отличаются по размерам. В России создание структуры подобной БРК влечет много рисков. Во-первых, у каждого российского региона своя специфика. Представительства БРК на местах могут срастись с местными элитами, и сам смысл структуры будет утерян. Во-вторых, филиальная БРК теряет подвижность и рискует превратиться в очередную неповоротливую бюрократическую махину.
Дания ежегодно входит в тройку стран с минимальным уровнем коррупции. Эксперты объясняют такую стабильность датским законодательством. В стране действует порядка 20 антикоррупционных законов, главный из которых — Закон о коррупции.
Что интересно в датском опыте:
Тем не менее, и в Дании случаются коррупционные скандала. Как правило, в деятельности международных компаний.
Опыт других стран показывает, что успех в борьбе с коррупцией возможен только при системном подходе «наказание + профилактика + прозрачные законы и процедуры». Цифровые реестры лицензий и аттестаций, где каждое изменение записи оставляет свой «след»; электронные очереди и отмена многих справок снижают вероятность злоупотреблений полномочиями.
Ужесточение наказания, его публичность и неотвратимость действуют больше на виновных. Для подавляющего числа чиновников эффективнее профилактические мероприятия: контроль за доходами и расходами; предотвращение конфликта интересов; общественный контроль их деятельности.
Россия внедряет эти методы. Но пока запутанным и коррупциогенным остается законодательство о госзакупках; регулирование иностранных инвестиций. Также не всегда понятны правила назначения руководителей предприятий и госучреждений. И совсем «темный лес» — контроль расходов, а также доходов и имущества ближайшего окружения чиновника.
Ресурсный центр по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption Resource Centre — U4) опубликовал исследование по антикоррупционным мерам в ситуации, когда коррупция носит системный характер. Основная идея в том, что в этом случае нужно повышать устойчивость системы противодействия коррупции. Приводим основные тезисы.
Неофициальный перевод Практического руководства, разработанного Управлением ООН по наркотикам и преступности. Содержит рекомендации по организации антикоррупционной работы в компаниях любой формы собственности. Будет полезно руководителям предприятий и специалистам, ответственным за комплаенс-процедуры.