Вопрос-ответ по антикоррупционному регулированию в России

Вопрос-ответ по антикоррупционному регулированию в России

Читайте полезную информацию о противодействии коррупции в Российской Федерации в формате вопросов и ответов.


Ст. 1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

 б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Коррупция — не только российская, а общемировая проблема. С 2005 года действует Конвенция ООН по борьбе с коррупцией. Россия ратифицировала этот международный документ Законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ, с оговорками.
Ст. 10 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».

Закон 273-ФЗ обязывает принимать меры по урегулированию конфликта интересов:
  • государственных и муниципальных служащих;
  • служащих Центробанка, госкорпораций, публично-правовых компаний, ПФР и других внебюджетных фондов;
  • сотрудников по трудовому договору на должностях, включенных в «антикоррупционные перечни» и др. 
Эти лица обязаны уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов. Ситуацию решают путем перевода служащего на другую должность, отстранения его от работы или даже увольнения. Непринятие мер по урегулированию конфликта интересов — правонарушение.

Также Закон № 273-ФЗ обязывает государственных и муниципальных служащих, других лиц по ч. 1 ст. 10 передавать в доверительное управление принадлежащие им ценные бумаги, доли (паи) в уставных капиталах организаций.

Читайте также Методику Генпрокуратуры РФ «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Памятка для служащих».

Ст. 1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:
«Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений».
К нормативным правовым актам РФ в области борьбы с коррупцией относятся:
  • федеральные нормативные правовые акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
  • законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты. 
Основные НПА на федеральном уровне:
  • Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478;
  • Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Закон № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
  • Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 о мерах противодействия коррупции;
  • Постановление Правительства от 09.01.2014 № 10 с Типовым положением о подарках.

Президент РФ определяет основные направления государственной антикоррупционной политики — утверждает Национальный план противодействия коррупции. Он же устанавливает компетенцию подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Федеральное собрание РФ ведет законотворческую деятельность и контролирует исполнительную власть в пределах своих полномочий.

Правительство РФ распределяет функции в антикоррупционной сфере между министерствами и ведомствами.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводят антикоррупционные мероприятия в пределах своих полномочий.

Важно! Правоохранительные органы, иные госорганы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать кадровые службы соответствующих организаций об известных им фактах коррупционных правонарушений или конфликта интересов конкретным государственным или муниципальным служащим.


Ст. 7 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

  1. проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 
  2. создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  3. принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 
  4. совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 
  5. введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 
  6. унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; 
  7. обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 
  8. обеспечение независимости средств массовой информации; 
  9. неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 
  10. совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 
  11. совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 
  12. обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; 
  13. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 
  14. совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 
  15. повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 
  16. укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 
  17. усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 
  18. передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 
  19. сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 
  20. повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 
  21. оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах».
Ст. 6 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции».


Закон № 273-ФЗ обязывает государственных и муниципальных служащих, сотрудников Центробанка, ПФР и других внебюджетных фондов, публично-правовых компаний, госкорпораций, государственных и муниципальных организаций, финансовых уполномоченных:
  • предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленном порядке — своих и членов своей семьи (супругов, несовершеннолетних детей) в установленном порядке (ст. 8); 
  • уведомлять работодателя обо всех фактах склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9, 11.1); 
  • принимать все меры по предотвращению конфликта интересов (ст. 10, 11). 
Обязанность по декларированию доходов распространяется также на лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей; студентов образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.


Ст. 12. Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Бывший государственный или муниципальный служащий, занимавший должность из перечня по Указу Президента РФ от 21.07.2010 № 925 , в течение двух лет после увольнения со службы не имеет права замещать должности в организациях, деятельность которых он курировал, или оказывать им услуги по договору ГПХ на сумму больше 100 тыс. руб. в месяц без согласия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Он должен сам обратиться в Комиссию за письменным разрешением.

Также Закон № 273-ФЗ обязывает нынешнего работодателя бывшего служащего в течение 10 дней сообщить по месту бывшей службы о трудоустройстве к нему такого лица. Невыполнение им данного требования влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ.

Ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Статья устанавливает основные запреты и ограничения, которые обязательны для всех государственных и муниципальных служащих, если иное не предусмотрено федеральными законами:
  • совмещать основную должность с другими должностями в органах государственной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления; 
  • заниматься предпринимательской деятельностью; 
  • быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц (есть исключения); 
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (с оговорками); 
  • использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; 
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе; 
  • получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц; 
  • принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; 
  • выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц (есть исключения); 
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не международными договорами, договоренностями или законодательством; 
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей. 
Ст. 12.1 устанавливает также запреты и ограничения для депутатов и лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности на непостоянной основе.

Смотрите также ст. 7.1. о запрете иметь вклады в иностранных банках, ст.12.2 - 12.5 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах установлена ст. 8 и 12.1 Закона № 273-ФЗ для лиц, указанных в этих статьях, а именно:
  1. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние - с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта); 
  2. лиц, замещающих муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, — в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ; 
  3. государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
  4. работников государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), ПФР, ФСС, ФОМС, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций; 
  5. лиц, замещающих должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации; 
  6. работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами; 
  7. атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 
  8. уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг (финансовых уполномоченных), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного и др.
Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460. Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов). Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют сведения при внесении Президенту РФ представления об утверждении атамана войскового казачьего общества. Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки:
  1. не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным — Президент РФ, члены Правительства РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, федеральные государственные служащие Администрации Президента РФ и др.; 
  2. не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным — государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка РФ, ПФР, ФСС, ФОМС, государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др. 
Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

Важно! Государственные и муниципальные служащие не освобождаются от обязанности сдать справку в установленные сроки на время отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки или в иной период неисполнения служебных обязанностей.

Читайте также Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году.
Если служащий или его несовершеннолетние дети, супруга тратят в течение года на приобретение недвижимости, транспорта и ценных бумаг больше, чем их доход за последние три года, то со стороны прокуратуры вводится контроль за его расходами.

Перечень лиц, в отношении которых предусмотрена такая процедура, установлен в ст. 2 Закона № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Контроль за расходами предполагает:
  • истребование сведений от чиновника о расходах и источниках средств; 
  • проверку их достоверности и полноты; 
  • определение соответствия расходов по каждой сделке общему доходу семьи чиновника. 
Читайте также Методику Генпрокуратуры по контролю расходов с Памяткой для служащего.
Нет, если подарок от физлица или организации связан со служебным положением одаряемого. Если подарок сделан чиновнику в связи с командировкой, протокольным мероприятием или другим официальным мероприятием, одаряемый обязан уведомить об этом своего работодателя в течение трех рабочих дней по установленной форме. Дар стоимостью более 3 тыс.руб. или неизвестной цены нужно сдать по месту своей службы.

Читайте также Постановление Правительства от 09.01.2014 № 10.
Разделом XII Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478, рекомендовано обучать по программам ДПО в сфере антикоррупции государственных и муниципальных служащих; работников публично-правовых компаний, госкорпораций, государственных и муниципальных организаций:
  • впервые поступающих на работу; 
  • занятых в антикоррупционной сфере; 
  • участвующих в проведении закупок.
Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за коррупционные правонарушения: ст. 141.1, 185.6, 200.4, 200.5, 201, 201.1, 204, глава 30.

Сведения о лицах, уволенных с государственной или муниципальной службы в связи с утратой доверия, вносятся в специальный Реестр. Тот подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ст. 15 Закона № 273-ФЗ).

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ: Обязательно ли создавать структурное подразделение по антикоррупции или вводить должность специалиста по антикоррупционной работе? Или достаточно назначить ответственных должностных лиц?

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ организации обязаны определять подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных или иных правонарушений.

Подробнее
Вопрос-ответ
Памятка для предпринимателей по антикоррупции

В конце сентября 2022 года Генпрокуратура РФ выпустила антикоррупционную Памятку для предпринимателей. Документ интересен тем, что касается не только государственных и муниципальных предприятий, но и частного бизнеса. Подготовили краткий обзор Памятки «Противодействие коррупции».

Подробнее