Памятка для предпринимателей по антикоррупции

Памятка для предпринимателей по антикоррупции

В конце сентября 2022 года Генпрокуратура РФ выпустила антикоррупционную Памятку для предпринимателей. Документ интересен тем, что касается не только государственных и муниципальных предприятий, но и частного бизнеса. Подготовили краткий обзор Памятки «Противодействие коррупции».


Основные правила, которые нужно знать предпринимателю

Коррупция по Закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Все организации, независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы, обязаны принимать меры по противодействию коррупции. Это закреплено в ст. 13.3 273-ФЗ.

В этих целях компании разрабатывают и реализуют антикоррупционную политику — систему принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений. Ее содержание организации определяют самостоятельно на основе нормативных требований, а также методических рекомендаций Минтруда России.

Какие меры по предупреждению коррупции можно использовать:

  1. Назначить специалистов или создать отдельное подразделение, которые будут отвечать в компании за профилактику и противодействие коррупции.
  2. Наладить взаимодействие с правоохранительными органами. Определить понятный и доступный порядок информирования их о возможных правонарушениях.
  3. Разработать и внедрить прозрачные стандарты и процедуры, исключающие проявления коррупции.
  4. Принять Кодекс этики и служебного поведения сотрудников.
  5. Предотвращать и урегулировать конфликт интересов.
  6. Не допускать составление недостоверной отчетности и использование подложных документов.
Генпрокуратура рекомендует принимать антикоррупционную политику как локальный нормативный акт. То есть с учетом мотивированного мнения профсоюза в порядке ст. 372 ТК РФ. Так в профилактику коррупции будет вовлечен и представительный орган работников.

Типовые нарушения, которые допускают компании, как раз связаны с невыполнением требований ст. 13.3 273-ФЗ:

  1. Предприниматели не разрабатывают локальные нормативные акты по антикоррупции либо не учитывают в них требования действующего законодательства. Иногда работодатели злоупотребляют административным ресурсом и включают в них нормы, нарушающие права работников. Например, сотрудников обязывают сообщать о всех случаях правонарушений, но не определяют порядок — о чем, куда и как сообщать.
  2. Компании не сообщают в правоохранительные органы о выявленных фактах хищений или злоупотреблений должностным положением.
  3. Предприниматели не обеспечивают прозрачность закупочных процедур.
  4. Не принимают меры по выявлению и урегулированию конфликта интересов.

Прокуроры напоминают в Памятке об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения — раздел III. Это ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ.


Что можно включить в трудовой договор работника

Генпрокуратура напомнила, что в трудовой договор нельзя включать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательными нормами. Это, например, обязанности сотрудников частных компаний заполнять справки о доходах и расходах на себя и членов своей семьи.

Так по ст. 349.1 Трудового кодекса сообщать работодателю о своем имущественном положении, а также личной заинтересованности и возможном конфликте интересов должны только работники госкорпораций, публично-правовых компаний и госкомпаний. За невыполнение этой обязанности их можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Действующее законодательство не содержит аналогичных норм для работников частных организаций.

Однако в трудовой договор сотрудника негосударственной компании можно включить обязанности:

  • воздерживаться от поведения, которое может расцениваться окружающими как готовность к совершению коррупционного правонарушения;
  • информировать непосредственного руководителя о случаях склонения к противоправным действиям;
  • сообщать о ставших известными работнику случаях коррупционных правонарушений.

Они следуют из общей обязанности всех сотрудников воздерживаться от противоправного поведения.


Кто должен не допускать конфликт интересов

Конфликт интересов (КИ) — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Здесь нужно понимать, что обязанность не допускать и урегулировать КИ возложена не на всех работников, а только на перечисленных в ст. 11.1 273-ФЗ, ст. 349.1, ст. 349.2 ТК РФ сотрудников организаций:

  • Центробанка РФ;
  • государственных корпораций, публично‐правовых компаний, иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов;
  • организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
  • ПФР, ФОМС, ФСС;
  • фондов и иных организаций, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.
Читайте также: «Декларирование конфликта интересов».

Также отдельными нормативными актами обязанности по урегулированию конфликта интересов могут возлагаться на работников других организаций.

Во-первых, это представители заказчика и исполнителя при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ. Они не могут быть связаны между собой родственными узами или коммерческими интересами.

Во-вторых, это медицинские и фармацевтические работники по Закону № 323-ФЗ. Им также вменяется в обязанность сообщать о личной заинтересованности и урегулировать конфликт интересов.

В-третьих, это аудиторы. По Закону № 307-ФЗ они должны быть независимыми, поскольку их личная заинтересованность или связь с заказчиком может привести к искажению фактов в отчетности.


Как принимать на работу бывших госслужащих

Этот раздел Памятки касается всех предпринимателей. Любая компания может выступать как работодатель для бывших государственных и муниципальных служащих, поэтому Генпрокуратура напомнила правила приема на работу таких кандидатов.

Работодатель в течение 10 дней после заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим сообщает об этом представителю нанимателя по последнему месту службы кандидата. Порядок информирования установлен Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

За неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Штраф для юридического лица в ноябре 2022 года составит от 100 000 рублей до 500 000 рублей.

Читайте также методические рекомендации Минтруда России о порядке заключения трудовых договоров с бывшими госслужащими.


Что еще есть в Памятке

Раздел II касается особенностей правового регулирования деятельности внебюджетных фондов, госкорпораций и госкомпаний. Частному бизнесу он будет интересен только информационно. В тексте перечислены ограничения для чиновников, например, запрет на занятие предпринимательской деятельностью.

В разделе III приводятся сведения об административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Он интересен тем, что Генпрокуратура сообщает статистику по наказаниям за 2015-2021 годы. Например, за нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего в 2021 году было привлечено к ответственности 5 786 лиц.

Скачать Памятку для предпринимателя «Противодействие коррупции».

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ по антикоррупционному регулированию в России

Информация в формате «Вопрос-ответ» по антикоррупционному регулированию в России. Будет полезна для государственных и муниципальных служащих, сотрудников публично-правовых компаний, госкорпораций, государственных и муниципальных организаций.

Подробнее
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ: Обязательно ли создавать структурное подразделение по антикоррупции или вводить должность специалиста по антикоррупционной работе? Или достаточно назначить ответственных должностных лиц?

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ организации обязаны определять подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных или иных правонарушений.

Подробнее