Вопрос-ответ: Обязательно ли создавать структурное подразделение по антикоррупции или вводить должность специалиста по антикоррупционной работе? Или достаточно назначить ответственных должностных лиц?

Вопрос-ответ: Обязательно ли создавать структурное подразделение по антикоррупции или вводить должность специалиста по антикоррупционной работе? Или достаточно назначить ответственных должностных лиц?

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ организации обязаны определять подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных или иных правонарушений. Работодатели спрашивают, как выполнять эту норму:

  • внести изменения в штатное расписание, создав отдельное антикоррупционное подразделение или приняв выделенного специалиста;
  • или назначить приказом ответственных должностных лиц с выполнением антикоррупционных функций по внутреннему совмещению.

Наши эксперты подготовили ответ на вопрос.


Как считает Минтруд России

Ведомство разработало Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. В соответствии с параграфом 2 раздела IV организации определяют ответственных должностных лиц или структурное подразделение, «исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др. признаков».

То есть руководитель самостоятельно решает, кто будет заниматься антикоррупционной работой:

  • выделенный работник;
  • внутренний совместитель;
  • отдельная служба.

В этих же Методических рекомендациях приведены примерные функциональные обязанности структурного подразделения или должностного лица:

  • разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
  • проведение контрольных мероприятий;
  • организация оценки коррупционных рисков;
  • прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • организация заполнения и рассмотрения деклараций о конфликте интересов;
  • обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
  • взаимодействие с контрольно-надзорными и правоохранительными органами;
  • оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
  • проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов руководству организации.

Минтруд рекомендует закрепить обязанности, права и ответственность специалистов по антикоррупционной работе в локальных нормативных актах и (или) должностных инструкциях, трудовых договорах. По его мнению, такие должностные лица или подразделения должны напрямую подчиняться директору.

Еще один момент, на который указывает Минтруд. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.

В письме от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 Минтруд разъясняет, что качественное предупреждение коррупции возможно, если оно основано на адекватной оценке коррупционных рисков.


Как считают наши эксперты

По нашему мнению, антикоррупционная работа в организации должна начинаться с оценки коррупционных рисков. Именно на ее основе можно определить дальнейший объем работы, который придется выполнять ответственному должностному лицу.

Грамотная оценка коррупционных рисков позволяет ответить, в том числе на вопросы:

  1. В скольких подразделениях и на каких рабочих местах могут возникать коррупционные правонарушения?
  2. Как часто в компании возникают ситуации конфликта интересов, требующие урегулирования?
  3. Сколько работников должны представлять справки о доходах, расходах и обязательствах?
  4. Какой объем локальных актов в сфере антикоррупции придется разработать?
  5. Как часто будут проходить внутренние проверки?

После определения объема работ по антикоррупции руководитель организации принимает решение, кому его поручить. Достаточно ли будет внутреннего совмещения или нужно создавать отдельное подразделение.

Читайте также: Требования к специалисту по противодействию коррупции.

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ по антикоррупционному регулированию в России

Информация в формате «Вопрос-ответ» по антикоррупционному регулированию в России. Будет полезна для государственных и муниципальных служащих, сотрудников публично-правовых компаний, госкорпораций, государственных и муниципальных организаций.

Подробнее
Вопрос-ответ
Памятка для предпринимателей по антикоррупции

В конце сентября 2022 года Генпрокуратура РФ выпустила антикоррупционную Памятку для предпринимателей. Документ интересен тем, что касается не только государственных и муниципальных предприятий, но и частного бизнеса. Подготовили краткий обзор Памятки «Противодействие коррупции».

Подробнее