О прокурорском надзоре в сфере противодействия коррупции

О прокурорском надзоре в сфере противодействия коррупции

Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Одним из приоритетных направлений ее контрольной деятельности объявлено предупреждение коррупционных правонарушений. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581 определяет основные мероприятия по прокурорскому надзору в этой сфере. Руководителям, служащим, предпринимателям будет полезно узнать, на что будут обращать внимание прокуроры при контроле выполнения антикоррупционного законодательства.


Пресечение правонарушений в бюджетной сфере

Работникам прокуратуры рекомендовано применять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению злоупотреблений должностными полномочиями, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, совершаемых с участием:

  • лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ;
  • глав муниципальных образований;
  • государственных и муниципальных служащих;
  • руководителей коммерческих организаций.

Особое внимание уделить сферам закупок, ЖКХ, природопользования, землеустройства, распоряжения государственным и муниципальным имуществом.

Для предупреждения правонарушений прокуратура на системной основе проводит мониторинг СМИ, взаимодействует с общественными организациями и предпринимателями, в том числе в области антикоррупционного просвещения. Результаты оформляются специальной справкой. Лица, которые будут сообщать о коррупционных правонарушениях, будут обеспечены защитой со стороны органов прокуратуры.

При получении информации о возможных нарушениях в компании проведут прокурорскую проверку выполнения требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 173-ФЗ. Напомним, что она касается обязанностей организаций в сфере антикоррупции. «Санкционный» мораторий на прокурорские проверки не распространяется.

В бюджетных организациях и органах власти надзорные мероприятия проводятся на систематической основе.


Контроль за доходами, расходами и имущественным положением служащих

Направления, на которые прокуроры будут обращать особое внимание при надзоре:

  1. Соблюдение порядка размещения сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в интернете.
  2. Надзор за кадровиками, которые наделены полномочиями проверять законность получения денежных средств служащими и другими лицами, которые предоставляют справки о доходах и расходах себя и членов своей семьи. Если проверяемого работника уволят до завершения проверки, то прокурорам поручено проверить банковские счета этого гражданина, его супруга или супруги и несовершеннолетних детей.
  3. При выявлении доходов, законность которых не подтверждена, будет подан иск в суд о взыскании таких денежных средств в бюджет Российской Федерации. Бывший или нынешний работодатель проверяемого получит информацию о судебном решении в 10-дневный срок.
  4. Аналогичные меры будут приниматься в отношении имущества служащих. Если законность его приобретения не подтверждена, то прокурор обратится в суд об обращении имущества в доход Российской Федерации и принятии обеспечительных мер.

Отдельные пункты Приказа № 581 касаются надзора за своевременным реагированием органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов на ставшие известными факты выявления конфликта интересов, несоблюдения запретов и ограничений, признаков преступления. По каждому случаю прокурор будет давать оценку соблюдения сроков направления информации должностными лицами.


Антикоррупционная экспертиза НПА и проектов НПА

Эта работа проводится органами прокуратуры на постоянной основе. Антикоррупционная экспертиза нужна для оценки нормативных правовых актов и проектов нормативных актов на коррупциогенные факторы, к которым относятся положения НПА:

  • устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
  • содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Здесь в Приказе № 581 интересен следующий момент. Принятые нормативные правовые акты и правоприменительная практика по ним будут изучаться прокуратурой не позднее года со дня принятия. Если будут выявлены признаки коррупциогенных факторов, НПА вернут на антикоррупционную экспертизу.

Ежеквартально, до 15-го числа, прокуроры будут направлять докладные записки об итогах прокурорского надзора в Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В дальнейшем эта информация будет использоваться для подготовки ежегодного доклада Совету при Президенте Российской Федерации.

Скачать Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581.
У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Антикоррупционное обучение
Обучение по противодействию коррупции: кому обязательно проходить

Императивных норм об обязательном антикоррупционном обучении в Законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в Законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» нет. Такая подготовка рекомендована как часть профессионального развития служащих Указом Президента РФ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Разбираем в статье особенности обучения по противодействию коррупции: кому все-таки обязательно проходить и по каким программам.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
Предупреждение коррупции в организациях

Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации принимать и реализовывать антикоррупционные меры. Но единых российских стандартов нет, поскольку у каждой компании своя специфика. В нормативных документах есть общие принципы построения антикоррупционной системы и обязанности организации в области предупреждения коррупции. Рассказываем в статье, что нужно учесть при их применении на практике.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
Типовые программы в области противодействия коррупции: обучение госслужащих

Минтруд России разработал проекты пяти Типовых антикоррупционных программ обучения для государственных и муниципальных служащих, работников внебюджетных фондов, госкорпораций и ведомственных организаций. Согласно п. 34а Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, документы должны быть утверждены до 1 июня 2022 года. Скачать проекты Типовых программ.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

Минтруд России разработал рекомендации по антикоррупционной политике для организаций всех форм собственности. Они содержат практические шаги по работе в этой сфере. Документ будет полезен руководителям компаний и специалистам, ответственным за профилактику и борьбу с коррупцией.

Подробнее