Предупреждение коррупции в организациях

Предупреждение коррупции в организациях

Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации принимать и реализовывать антикоррупционные меры. Но единых российских стандартов нет, поскольку у каждой компании своя специфика. В нормативных документах есть общие принципы построения антикоррупционной системы и обязанности организации в области предупреждения коррупции. Рассказываем в статье, что нужно учесть при их применении на практике.


Зачем нужно предупреждение коррупции в организации

Каждая компания обязана принимать антикоррупционные меры в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в том числе:

  • назначать ответственных должностных лиц или структурные подразделения в этой сфере;
  • сотрудничать с правоохранительными органами;
  • разрабатывать и внедрять антикоррупционные стандарты и процедуры, кодекс служебного поведения и этики работников;
  • предотвращать и урегулировать конфликт интересов;
  • не допускать работу с недостоверными или «подложными» документами.

Антикоррупционные меры дают эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Компания укрепляет свою деловую репутацию, повышает доверие со стороны надзорных органов, деловых партнеров и потребителей. Снижается риск штрафных санкций из-за неправомерных действий должностных лиц организации.

Кроме того, внедрение антикоррупционных практик способствует добросовестному поведению сотрудников. Это уменьшает вероятность убытков компании из-за растрат и злоупотреблений.

Минтруд России выпустил Методические рекомендации по разработке и принятию антикоррупционных мер в организациях. Каждая компания может взять их за основу при планировании своих мероприятий.


Как оценить коррупционные риски

В каждой организации будет своя специфика профилактики правонарушений. На состав и содержание антикоррупционных мероприятий влияют:

  • сфера и виды деятельности компании;
  • численность сотрудников;
  • количество и состав деловых партнеров;
  • регионы ведения деятельности;
  • структура потребителей и другие факторы.

Первый этап планирования деятельности по антикоррупции — это оценка коррупционных рисков. Так выстроенная система профилактики будет соответствовать специфике компании, а не носить формальный характер.

При оценке рисков можно руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России. Поручить проведение процедуры лучше тем, кто в дальнейшем будет отвечать в компании за антикоррупционную деятельность.

Оценку рисков делают как при разработке мероприятий, так и на постоянной основе. Это нужно, чтобы система профилактики менялась вместе с развитием бизнеса. Минтруд России в письме от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 разъясняет, что основа качественного планирования в этой сфере — адекватная оценка рисков.


Как назначить ответственных за предупреждение коррупции

Работодатель самостоятельно определяет, кто у него будет заниматься антикоррупционной работой, в зависимости от специфики компании. Минтруд России считает допустимыми четыре варианта:

  1. Создается отдельное подразделение. Это вариант подходит для крупных компаний и холдинговых структур.
  2. Назначается отдельный работник, освобожденный от других обязанностей. Он может подчиняться напрямую директору или работать в какой-то службе, отделе.
  3. Функции по антикоррупции выполняет одно из существующих структурных подразделений — служба безопасности, служба внутреннего контроля, юротдел, управление персоналом и др. Директор также может распределить обязанности между ними.
  4. Антикоррупционные функции выполняются по внутреннему совмещению должностей. Такой вариант подходит для микропредприятий.

Перечень примерных функциональных обязанностей специалиста по антикоррупции приведен в Методических рекомендациях и профессиональном стандарте 09.004 «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд рекомендует закрепить их в трудовом договоре или в должностной инструкции конкретного работника.


Какие локальные акты по антикоррупции надо разработать

Конечного перечня внутренних документов нет, поскольку не существует единых стандартов. Каждая организация самостоятельно определяет список регламентов и положений. Но Минтруд рекомендует разработать:

  • антикоррупционную политику;
  • положение о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, или должностную инструкцию специалиста;
  • карту коррупционных рисков;
  • положение о регулировании конфликта интересов;
  • кодекс поведения сотрудников (антикоррупционный кодекс);
  • порядок предоставления и проверки информации о коррупционных нарушениях;
  • положение о внутреннем контроле.

Это примерный перечень. Работодатель может установить все процедуры в одном-двух локальных актах или разработать отдельные документы по каждой из них.

Кроме этого, Минтруд рекомендует выпускать памятки, информационные письма, презентации и другие обучающие материалы для сотрудников. Они помогают формированию этичного поведения и пониманию антикоррупционных процедур.


Что в итоге

Оценка рисков, назначение ответственных и разработка локальных актов — это организационный этап. От того, как он реализован, зависит будущее состояние системы предупреждения коррупции в организации — останется ли она «на бумаге» для проверяющих или реально станет частью бизнес-процессов компании.

Разобраться с практическими нюансами антикоррупционной работы поможет специальное обучение. Минтруд рекомендует проходить его руководителям и специалистам, ответственным в этой сфере.

«Первый ФУАП» предлагает пройти повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Предупреждение коррупции в организациях». Курс состоит из одного теоретического и четырех практических модулей. Вы получите не только знания, но и навыки организации антикоррупционной работы.

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Антикоррупционное обучение
Обучение по противодействию коррупции: кому обязательно проходить

Императивных норм об обязательном антикоррупционном обучении в Законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в Законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» нет. Такая подготовка рекомендована как часть профессионального развития служащих Указом Президента РФ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Разбираем в статье особенности обучения по противодействию коррупции: кому все-таки обязательно проходить и по каким программам.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
Типовые программы в области противодействия коррупции: обучение госслужащих

Минтруд России разработал проекты пяти Типовых антикоррупционных программ обучения для государственных и муниципальных служащих, работников внебюджетных фондов, госкорпораций и ведомственных организаций. Согласно п. 34а Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, документы должны быть утверждены до 1 июня 2022 года. Скачать проекты Типовых программ.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

Минтруд России разработал рекомендации по антикоррупционной политике для организаций всех форм собственности. Они содержат практические шаги по работе в этой сфере. Документ будет полезен руководителям компаний и специалистам, ответственным за профилактику и борьбу с коррупцией.

Подробнее
Антикоррупционное обучение
О прокурорском надзоре в сфере противодействия коррупции

Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Одним из приоритетных направлений ее контрольной деятельности объявлено предупреждение коррупционных правонарушений. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581 определяет основные мероприятия по прокурорскому надзору в этой сфере. Руководителям, служащим, предпринимателям будет полезно узнать, на что будут обращать внимание прокуроры при контроле выполнения антикоррупционного законодательства.

Подробнее