Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации принимать и реализовывать антикоррупционные меры. Но единых российских стандартов нет, поскольку у каждой компании своя специфика. В нормативных документах есть общие принципы построения антикоррупционной системы и обязанности организации в области предупреждения коррупции. Рассказываем в статье, что нужно учесть при их применении на практике.
Каждая компания обязана принимать антикоррупционные меры в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в том числе:
Антикоррупционные меры дают эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Компания укрепляет свою деловую репутацию, повышает доверие со стороны надзорных органов, деловых партнеров и потребителей. Снижается риск штрафных санкций из-за неправомерных действий должностных лиц организации.
Кроме того, внедрение антикоррупционных практик способствует добросовестному поведению сотрудников. Это уменьшает вероятность убытков компании из-за растрат и злоупотреблений.
Минтруд России выпустил Методические рекомендации по разработке и принятию антикоррупционных мер в организациях. Каждая компания может взять их за основу при планировании своих мероприятий.
В каждой организации будет своя специфика профилактики правонарушений. На состав и содержание антикоррупционных мероприятий влияют:
Первый этап планирования деятельности по антикоррупции — это оценка коррупционных рисков. Так выстроенная система профилактики будет соответствовать специфике компании, а не носить формальный характер.
При оценке рисков можно руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России. Поручить проведение процедуры лучше тем, кто в дальнейшем будет отвечать в компании за антикоррупционную деятельность.
Оценку рисков делают как при разработке мероприятий, так и на постоянной основе. Это нужно, чтобы система профилактики менялась вместе с развитием бизнеса. Минтруд России в письме от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 разъясняет, что основа качественного планирования в этой сфере — адекватная оценка рисков.
Работодатель самостоятельно определяет, кто у него будет заниматься антикоррупционной работой, в зависимости от специфики компании. Минтруд России считает допустимыми четыре варианта:
Перечень примерных функциональных обязанностей специалиста по антикоррупции приведен в Методических рекомендациях и профессиональном стандарте 09.004 «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд рекомендует закрепить их в трудовом договоре или в должностной инструкции конкретного работника.
Конечного перечня внутренних документов нет, поскольку не существует единых стандартов. Каждая организация самостоятельно определяет список регламентов и положений. Но Минтруд рекомендует разработать:
Это примерный перечень. Работодатель может установить все процедуры в одном-двух локальных актах или разработать отдельные документы по каждой из них.
Кроме этого, Минтруд рекомендует выпускать памятки, информационные письма, презентации и другие обучающие материалы для сотрудников. Они помогают формированию этичного поведения и пониманию антикоррупционных процедур.
Оценка рисков, назначение ответственных и разработка локальных актов — это организационный этап. От того, как он реализован, зависит будущее состояние системы предупреждения коррупции в организации — останется ли она «на бумаге» для проверяющих или реально станет частью бизнес-процессов компании.
Разобраться с практическими нюансами антикоррупционной работы поможет специальное обучение. Минтруд рекомендует проходить его руководителям и специалистам, ответственным в этой сфере.
«Первый ФУАП» предлагает пройти повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Предупреждение коррупции в организациях». Курс состоит из одного теоретического и четырех практических модулей. Вы получите не только знания, но и навыки организации антикоррупционной работы.
Императивных норм об обязательном антикоррупционном обучении в Законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в Законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» нет. Такая подготовка рекомендована как часть профессионального развития служащих Указом Президента РФ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Разбираем в статье особенности обучения по противодействию коррупции: кому все-таки обязательно проходить и по каким программам.
Минтруд России разработал проекты пяти Типовых антикоррупционных программ обучения для государственных и муниципальных служащих, работников внебюджетных фондов, госкорпораций и ведомственных организаций. Согласно п. 34а Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, документы должны быть утверждены до 1 июня 2022 года. Скачать проекты Типовых программ.
Минтруд России разработал рекомендации по антикоррупционной политике для организаций всех форм собственности. Они содержат практические шаги по работе в этой сфере. Документ будет полезен руководителям компаний и специалистам, ответственным за профилактику и борьбу с коррупцией.
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Одним из приоритетных направлений ее контрольной деятельности объявлено предупреждение коррупционных правонарушений. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581 определяет основные мероприятия по прокурорскому надзору в этой сфере. Руководителям, служащим, предпринимателям будет полезно узнать, на что будут обращать внимание прокуроры при контроле выполнения антикоррупционного законодательства.