Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает организации принимать и реализовывать антикоррупционные меры. Но единых российских стандартов нет, поскольку у каждой компании своя специфика. В нормативных документах есть общие принципы построения антикоррупционной системы и обязанности организации в области предупреждения коррупции. Рассказываем в статье, что нужно учесть при их применении на практике.
Каждая компания обязана принимать антикоррупционные меры в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, в том числе:
Антикоррупционные меры дают эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Компания укрепляет свою деловую репутацию, повышает доверие со стороны надзорных органов, деловых партнеров и потребителей. Снижается риск штрафных санкций из-за неправомерных действий должностных лиц организации.
Кроме того, внедрение антикоррупционных практик способствует добросовестному поведению сотрудников. Это уменьшает вероятность убытков компании из-за растрат и злоупотреблений.
Минтруд России выпустил Методические рекомендации по разработке и принятию антикоррупционных мер в организациях. Каждая компания может взять их за основу при планировании своих мероприятий.
В каждой организации будет своя специфика профилактики правонарушений. На состав и содержание антикоррупционных мероприятий влияют:
Первый этап планирования деятельности по антикоррупции — это оценка коррупционных рисков. Так выстроенная система профилактики будет соответствовать специфике компании, а не носить формальный характер.
При оценке рисков можно руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России. Поручить проведение процедуры лучше тем, кто в дальнейшем будет отвечать в компании за антикоррупционную деятельность.
Оценку рисков делают как при разработке мероприятий, так и на постоянной основе. Это нужно, чтобы система профилактики менялась вместе с развитием бизнеса. Минтруд России в письме от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 разъясняет, что основа качественного планирования в этой сфере — адекватная оценка рисков.
Работодатель самостоятельно определяет, кто у него будет заниматься антикоррупционной работой, в зависимости от специфики компании. Минтруд России считает допустимыми четыре варианта:
Перечень примерных функциональных обязанностей специалиста по антикоррупции приведен в Методических рекомендациях и профессиональном стандарте 09.004 «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд рекомендует закрепить их в трудовом договоре или в должностной инструкции конкретного работника.
Конечного перечня внутренних документов нет, поскольку не существует единых стандартов. Каждая организация самостоятельно определяет список регламентов и положений. Но Минтруд рекомендует разработать:
Это примерный перечень. Работодатель может установить все процедуры в одном-двух локальных актах или разработать отдельные документы по каждой из них.
Кроме этого, Минтруд рекомендует выпускать памятки, информационные письма, презентации и другие обучающие материалы для сотрудников. Они помогают формированию этичного поведения и пониманию антикоррупционных процедур.
Оценка рисков, назначение ответственных и разработка локальных актов — это организационный этап. От того, как он реализован, зависит будущее состояние системы предупреждения коррупции в организации — останется ли она «на бумаге» для проверяющих или реально станет частью бизнес-процессов компании.
Разобраться с практическими нюансами антикоррупционной работы поможет специальное обучение. Минтруд рекомендует проходить его руководителям и специалистам, ответственным в этой сфере.
«Первый ФУАП» предлагает пройти повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Предупреждение коррупции в организациях». Курс состоит из одного теоретического и четырех практических модулей. Вы получите не только знания, но и навыки организации антикоррупционной работы.
Императивных норм об обязательном антикоррупционном обучении в Законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в Законе 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» нет. Такая подготовка рекомендована как часть профессионального развития служащих Указом Президента РФ 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Разбираем в статье особенности обучения по противодействию коррупции: кому все-таки обязательно проходить и по каким программам.
Минтруд России разработал проекты пяти Типовых антикоррупционных программ обучения для государственных и муниципальных служащих, работников внебюджетных фондов, госкорпораций и ведомственных организаций. Согласно п. 34а Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, документы должны быть утверждены до 1 июня 2022 года. Скачать проекты Типовых программ.
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. Одним из приоритетных направлений ее контрольной деятельности объявлено предупреждение коррупционных правонарушений. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10.10.2022 № 581 определяет основные мероприятия по прокурорскому надзору в этой сфере. Руководителям, служащим, предпринимателям будет полезно узнать, на что будут обращать внимание прокуроры при контроле выполнения антикоррупционного законодательства.
Минтруд России разработал рекомендации по антикоррупционной политике для организаций всех форм собственности. Они содержат практические шаги по работе в этой сфере. Документ будет полезен руководителям компаний и специалистам, ответственным за профилактику и борьбу с коррупцией.