Государственные и муниципальные служащие, а также работники внебюджетных фондов, бюджетных организаций обязаны принимать меры по урегулированию конфликта интересов согласно ст. 10 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Разбираемся, как им выполнять это требование.
Статья 10 Закона № 273-ФЗ.
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Примеры ситуаций КИ:
- Работник банка принимает решение о выдаче кредита своему родственнику.
- Руководитель территориального отделения ПФР принимает на работу свою дочь и ежеквартально выплачивает ей премию.
- Специалист по закупкам выбирает победителем конкурса на заключение госконтракта компанию, где работает его родственник.
Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для работодателя. И сам по себе он не является нарушением, поскольку работник всегда может отказаться от личной выгоды и добросовестно выполнять свои обязанности. Но КИ — потенциально коррупционная ситуация, поэтому законодатель требует принимать меры по его урегулированию.
В этой работе всегда нужно учитывать три фактора:
Минтруд рекомендует разработать и использовать в деятельности компании Типовые ситуации конфликта интересов. За основу можно взять его примеры — они доступны по ссылке в конце статьи.
Типовые ситуации КИ следует довести до сведения всех работников, чтобы они понимали связь между собственной трудовой деятельностью и возможными коррупционными нарушениями, и избегали их. Иногда служащие даже не понимают, за что их привлекли к ответственности.
Сразу отметим, что в 2022 году урегулированием КИ должны заниматься государственные и муниципальные структуры. Для частных компаний это носит рекомендательный характер. Руководитель бизнеса сам решает, будет ли он выстраивать систему работы с КИ как части безопасности (комплаенс-процедур).
Организации разрабатывают Положение о конфликте интересов. Это локальный нормативный акт, в котором будет описана система работы с КИ, и взаимодействие между служащими и работодателем. Возможную структуру Положения смотрите в таблице.
Раздел |
Содержание раздела |
---|---|
Цели и задачи |
Выявление личной заинтересованности работников в целях предупреждения конфликта интересов как коррупционного фактора и его последствий в виде ущерба репутации организации, ее бюджету. Определение системы антикоррупционных мер, предупреждающих возникновение КИ (например, кадровые решения, правила согласования и подписания документов, договоров). |
Круг лиц, попадающих под действие Положения |
Минтруд рекомендует распространять действие на весь персонал, но обязанности должны различаться в зависимости от полномочий по должности, уровня риска коррупции. |
Принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов |
Например: — раскрытие сведений о реальном или потенциальном КИ;— индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации в каждом случае; — конфиденциальность процесса работы с КИ; — соблюдение баланса интересов организации и работника; — защита сотрудника от преследования в связи с сообщением о КИ, который был своевременно раскрыт и урегулирован (предотвращен) организацией. |
Предупреждение КИ |
Система антикоррупционных мер: как принимать подарки, какие запреты и ограничения соблюдать. Проверочные процедуры при назначениях на должность, распределении обязанностей, подготовке и согласовании документов. |
Выявление КИ |
Декларирование конфликта интересов работниками: при приеме на работу, периодическое (для ряда должностей), ситуативное (для большинства служащих). Самостоятельное определение работниками КИ и сообщение о нем руководителю. |
Урегулирование КИ |
Возможные способы: — усиления контроля над деятельностью служащего;— перевод его на другую должность; — ограничение доступа к информации; — перераспределение полномочий; — отстранение от действий с конкретным заинтересованным лицом; — коллегиальное принятие решений. |
Упор в работе с конфликтом интересов надо делать на взаимодействие между служащим и руководителем, а не на административные меры. Злоупотребление наказаниями или коллегиальными решениями вредит самой организации. Например, увеличение списка согласований в договоре — не панацея от коррупции, а вот деятельность организации затормозит сильно.
Минтруд рекомендует закреплять в трудовых договорах всех сотрудников (контрактах служащих) обязанности по работе с конфликтом интересов:
Для сотрудников на потенциально коррупционных должностях будет полезно внедрить декларирование конфликта интересов. Для начала следует определить их список. Повторим, что загружать декларированием служащих, у которых нет возможности реализовать личную заинтересованность — это потенциально вызывать отторжение у них антикоррупционной политики.
На следующем этапе разрабатывают форму Декларации КИ. В качестве примера можно взять Типовую по ссылке в конце статьи. Форму Декларации закрепляют в Положении о конфликте интересов, и в нем же устанавливают периодичность ее заполнения:
Все декларации должны рассматриваться конфиденциально.
Для квалификации ситуации как «конфликта интересов» используют Методические рекомендации Минтруда.
Типовые ситуации конфликта интересов.
Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности за неурегулирование КИ.
Минтруд России разработал Методические рекомендации для декларационной кампании 2023 года. Речь идет о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, а также другими лицами, для которых это обязательно по антикоррупционному законодательству. Рассмотрим, что нужно учесть при подготовке деклараций в 2023 году.
28 апреля 2023 года истек срок, до которого государственные и муниципальные служащие, работники внебюджетных фондов должны были подать Справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год. По закону они исполняют эту обязанность до 30 апреля или в последний рабочий день перед отчетной датой. А в 2023 году 30 апреля выпало на воскресенье.
В России появился профессиональный стандарт «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд утвердил его Приказом от 08.08.2022 № 472н, а применяться документ будет с 1 марта 2023 года по 1 марта 2029 года. Мы подготовили краткий обзор профстандарта и рекомендации работодателям.
Не позднее 30 апреля государственные и муниципальные служащие, работники госкорпораций и внебюджетных фондов обязаны подать декларации о доходах за прошлый год. Минтруд России выпустил Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2024 году. Рассказываем в статье, как заполнить и подать справку о доходах за 2023 год.