Декларирование конфликта интересов

Государственные и муниципальные служащие, а также работники внебюджетных фондов, бюджетных организаций обязаны принимать меры по урегулированию конфликта интересов согласно ст. 10 Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Разбираемся, как им выполнять это требование.


Основные термины

Статья 10 Закона № 273-ФЗ.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 

Личная заинтересованность — возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Примеры ситуаций КИ:

  1. Работник банка принимает решение о выдаче кредита своему родственнику.
  2. Руководитель территориального отделения ПФР принимает на работу свою дочь и ежеквартально выплачивает ей премию.
  3. Специалист по закупкам выбирает победителем конкурса на заключение госконтракта компанию, где работает его родственник.

Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для работодателя. И сам по себе он не является нарушением, поскольку работник всегда может отказаться от личной выгоды и добросовестно выполнять свои обязанности. Но КИ — потенциально коррупционная ситуация, поэтому законодатель требует принимать меры по его урегулированию.


Выявление конфликта интересов

В этой работе всегда нужно учитывать три фактора:

  1. Наличие личной заинтересованности работника.
  2. Возможность ее реализовать. Очевидно, что не все должности дают одинаковые полномочия, поэтому требования к урегулированию КИ должны различаться по категориям работников. Загружать рядового соцработника или педагога обязанностью декларировать конфликт — не самая лучшая идея.
  3. Наличие связи между пунктами 1 и 2. Повторимся, что работник может добросовестно исполнять свои обязанности. Кроме того, даже широкие полномочия в одной сфере могут не касаться той области, где возникает КИ.

Минтруд рекомендует разработать и использовать в деятельности компании Типовые ситуации конфликта интересов. За основу можно взять его примеры — они доступны по ссылке в конце статьи.

Типовые ситуации КИ следует довести до сведения всех работников, чтобы они понимали связь между собственной трудовой деятельностью и возможными коррупционными нарушениями, и избегали их. Иногда служащие даже не понимают, за что их привлекли к ответственности.


Действия организации

Сразу отметим, что в 2022 году урегулированием КИ должны заниматься государственные и муниципальные структуры. Для частных компаний это носит рекомендательный характер. Руководитель бизнеса сам решает, будет ли он выстраивать систему работы с КИ как части безопасности (комплаенс-процедур).

Организации разрабатывают Положение о конфликте интересов. Это локальный нормативный акт, в котором будет описана система работы с КИ, и взаимодействие между служащими и работодателем. Возможную структуру Положения смотрите в таблице.


Раздел

Содержание раздела

Цели и задачи

Выявление личной заинтересованности работников в целях предупреждения конфликта интересов как коррупционного фактора и его последствий в виде ущерба репутации организации, ее бюджету.

Определение системы антикоррупционных мер, предупреждающих возникновение КИ (например, кадровые решения, правила согласования и подписания документов, договоров).

Круг лиц, попадающих под действие Положения

Минтруд рекомендует распространять действие на весь персонал, но обязанности должны различаться в зависимости от полномочий по должности, уровня риска коррупции.

Принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов

Например:

— раскрытие сведений о реальном или потенциальном КИ;

— индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации в каждом случае;

— конфиденциальность процесса работы с КИ;

— соблюдение баланса интересов организации и работника;

— защита сотрудника от преследования в связи с сообщением о КИ, который был своевременно раскрыт и урегулирован (предотвращен) организацией.

Предупреждение КИ

Система антикоррупционных мер: как принимать подарки, какие запреты и ограничения соблюдать.

Проверочные процедуры при назначениях на должность, распределении обязанностей, подготовке и согласовании документов.

Выявление КИ

Декларирование конфликта интересов работниками: при приеме на работу, периодическое (для ряда должностей), ситуативное (для большинства служащих).

Самостоятельное определение работниками КИ и сообщение о нем руководителю.

Урегулирование КИ

Возможные способы:

— усиления контроля над деятельностью служащего;

— перевод его на другую должность;

— ограничение доступа к информации;

— перераспределение полномочий;

— отстранение от действий с конкретным заинтересованным лицом;

— коллегиальное принятие решений.


Упор в работе с конфликтом интересов надо делать на взаимодействие между служащим и руководителем, а не на административные меры. Злоупотребление наказаниями или коллегиальными решениями вредит самой организации. Например, увеличение списка согласований в договоре — не панацея от коррупции, а вот деятельность организации затормозит сильно.


Действия работника

Минтруд рекомендует закреплять в трудовых договорах всех сотрудников (контрактах служащих) обязанности по работе с конфликтом интересов:

  • при принятии решений по должности руководствоваться интересами организации, а не личными выгодами;
  • избегать ситуаций конфликта интересов;
  • при их возникновении сообщать руководителю;
  • содействовать урегулированию возникшего КИ.

Для сотрудников на потенциально коррупционных должностях будет полезно внедрить декларирование конфликта интересов. Для начала следует определить их список. Повторим, что загружать декларированием служащих, у которых нет возможности реализовать личную заинтересованность — это потенциально вызывать отторжение у них антикоррупционной политики.

На следующем этапе разрабатывают форму Декларации КИ. В качестве примера можно взять Типовую по ссылке в конце статьи. Форму Декларации закрепляют в Положении о конфликте интересов, и в нем же устанавливают периодичность ее заполнения:

  • при приеме на должность;
  • при переводе;
  • ежегодно — для потенциально коррупционных должностей;
  • разово — при возникновении КИ.

Все декларации должны рассматриваться конфиденциально.

Для квалификации ситуации как «конфликта интересов» используют Методические рекомендации Минтруда.


Типовые ситуации конфликта интересов.

Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности за неурегулирование КИ.

Типовая форма Декларации.

У вас остались вопросы?
Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.
Обязанности служащих в сфере антикоррупции
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2023 год

Минтруд России разработал Методические рекомендации для декларационной кампании 2023 года. Речь идет о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, а также другими лицами, для которых это обязательно по антикоррупционному законодательству. Рассмотрим, что нужно учесть при подготовке деклараций в 2023 году.

Подробнее
Обязанности служащих в сфере антикоррупции
Требования к специалисту по противодействию коррупции. Профстандарт «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений» — приказ Минтруда от 08.08.2022 № 472н

В России появился профессиональный стандарт «Специалист в сфере предупреждения коррупционных правонарушений». Минтруд утвердил его Приказом от 08.08.2022 № 472н, а применяться документ будет с 1 марта 2023 года по 1 марта 2029 года. Мы подготовили краткий обзор профстандарта и рекомендации работодателям.

Подробнее
Обязанности служащих в сфере антикоррупции
Как исправить поданную декларацию о доходах и имуществе

28 апреля 2023 года истек срок, до которого государственные и муниципальные служащие, работники внебюджетных фондов должны были подать Справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год. По закону они исполняют эту обязанность до 30 апреля или в последний рабочий день перед отчетной датой. А в 2023 году 30 апреля выпало на воскресенье.

Подробнее
Обязанности служащих в сфере антикоррупции
Методические рекомендации по вопросам представлени сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)

Минтруд России утвердил Методические рекомендации для декларационной кампании 2023 года. Они касаются заполнения и представления справок о доходах и имуществе, которые служащие обязаны ежегодно сдавать по ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Подробнее